Зауральских детей научат мыслить системно

В этом году более шести тысяч зауральских первоклассников начали осваивать азы игры в шахматы. Областному проекту по шахматному всеобучу была посвящена очередная технологическая площадка в Издательском доме «Новый мир».
Создавать интеллектуальный потенциал
– Идея, наверное, витала в воздухе, – рассказал о создании проекта первый заместитель секретаря Курганского регионального отделения партии «Единая Россия» Марат Исламов. – Ни для кого не секрет, что наш регион – сельскохозяйственный. Что можно сделать, чтобы зауральцы могли жить хорошо, в достатке? Есть пример – Япония, у этой страны нет природных ресурсов, все привозное, но тем не менее японцы живут в развитой стране. Так и у нас – нет нефти и газа, но есть земля и прекрасные люди. Поэтому выход один – создавать в Зауралье высокий интеллектуальный потенциал. А шахматы – это мощнейший инструмент для развития творчества и интеллекта. К тому же, чтобы внедрить шахматы в образование, не требуется много затрат. Исходя из всего этого мы и запустили в Курганской области программу «Интеллектуал Зауралья».
Марат Нуриевич подчеркнул, что цель проекта, в первую очередь, не спортивное, а интеллектуальное развитие детей, научить их системно, логически, абстрактно мыслить. Кроме того, шахматы помогают детям социализироваться, а также правильно распределять время.
– Партийная площадка – это площадка, на которой объединяются люди различных, казалось бы, взглядов, позиций. Здесь можно поднять любые проблемы, обсудить их и получить поддержку общественности. Таким образом, проект по шахматному всеобучу получил жизнь как партийный проект «Единой России», – объяснил Марат Исламов. Он поблагодарил руководство Департамента образования и науки и Института развития образования и социальных технологий за активное участие в реализации этого проекта и отметил, что сегодня его можно назвать уже не чисто партийным, а по-настоящему народным.
Три модели
Заместитель директора Департамента образования и науки Курганской области
– начальник Управления общего образования Ирина Паскевич подчеркнула, что это ведомство прилагает все усилия, чтобы увеличить охват детей проектом «Шахматный всеобуч». Особенно значительный прорыв произошел в 2014 году. До этого шахматам обучались 33% детей в начальной школе, затем показатель вырос до 55%!
Результаты – изменение в развитии психических процессов и способностей у детей, рост успеваемости, творческая и интеллектуальная активность, участие в конкурсах и олимпиадах.
Ирина Владимировна рассказала о том, какие модели реализации проекта по шахматному всеобучу могут использовать зауральские школы. Первая предполагает обучение шахматам в рамках дополнительного образования через кружковую работу.
Вторая – это курс внеурочной деятельности в рамках соответствующего плана. А в тех школах, которые выбрали третью модель, шахматный всеобуч – это отдельный учебный курс, проще говоря, предмет.
– Учителя спрашивают: «Где взять часы на него?». Ответ очень прост: со вступлением стандартов начального общего образования у нас в основной программе, а значит, и в плане появилась часть, которую формируют сами участники образовательных отношений. То есть это и педагоги, и родители. И они могут ввести в учебный план такой предмет, как шахматы, в предметную область «Математика и информатика», – объяснила Ирина Владимировна.
С чего всё начинается
Курганская прогимназия №63 одной из первых включилась в реализацию областного проекта по шахматному всеобучу. Первые наборы шахмат здесь появились еще в 2004 году, велся кружок, взаимодействовали с центром «Ладья». Так что в 2010 году прогимназия плавно влилась в областной проект.
– С 1 сентября 2015 года в часть, формируемую участниками образовательных отношений, введен курс «Решение шахматных задач», в основе которого лежит программа Игоря Георгиевича Сухина «Шахматы – школе», – рассказала директор прогимназии №63 Татьяна Евдокимова. – Сейчас им полностью охвачены первые и вторые классы. А третьи-четвертые классы осваивают этот курс во внеурочной деятельности. Кроме того, все желающие занимаются с тренерами детско-юношеской спортивной школы №2. По субботам у нас работает клуб любителей шахмат, куда приходят не только дети, но и родители. Мы привлекаем к игре в шахматы весь социум нашего микрорайона – бульвара Солнечного. Кстати, семьи у нас очень активные, принимают участие в конкурсе «Папа+мама+школа+я=шахматная семья». И в 2013 году семья Шабалиных из нашей школы заняла первое место на его областном этапе.
В Кетовском районе к реализации проекта еще на начальном его этапе привлекли педагогов дополнительного образования.
– Это помогло нам решить кадровый вопрос, – объяснила методист Кетовского детско-юношеского центра Светлана Федерягина.
Еще одна особенность Кетовского района – здесь попробовали начинать обучение шахматам с дошкольного возраста, 5–6 лет.
– Сегодня в Кетово три детских сада. Я сама занимаюсь с детьми шахматами. Это семь групп, в них дети в возрасте от 6 до 7 лет и в одной – с 5 до 6 лет, – рассказала Светлана Борисовна. – Дошкольникам все это интересно, они быстро воспринимают информацию о фигурах, о правилах их передвижения по доске. А учителя начальных классов говорят нам большое спасибо за то, что, когда дети приходят в школу, у них уже есть определенный фундамент.
А кто научит?
Реализация проекта по шахматному всеобучу была бы невозможна без специальной подготовки педагогов, а ведь раньше учителя начальных классов не получали её. Для решения этой задачи в Институте развития образования и социальных технологий разработали целую систему методической работы. На его базе ежегодно проводятся курсы для учителей и педагогов дополнительного образования по теме «Теория и методика обучения детей игре в шахматы», об этом рассказал проректор по организационно-методической работе ИРОСТ Александр Шатных.
– Особо хочется отметить курсы, которые проводил сам автор программы «Шахматы – школе», кандидат педагогических наук Игорь Георгиевич Сухин, – подчеркнул Александр Васильевич. – Такие курсы прошли у нас дважды. В прошлом году их посетило более 70 педагогов из всех районов области и городов Кургана и Шадринска.
Стал традиционным региональный конкурс для педагогов, преподающих шахматы. В районах создаются методические объединения. Организуются семинары и вебинары на областном уровне. Это лишь часть огромной работы.
– Разработан сетевой инновационный проект «Развитие одаренности детей посредством игры в шахматы». Он был принят на областном координационно-экспертном совете по инновационной деятельности. Сейчас в нем участвует 17 образовательных организаций. Активно в него включился Курганский педагогический колледж. Начали работу по подготовке учителей начальных классов по методике преподавания шахмат и в Шадринском государственном педагогическом университете, – рассказал Александр Васильевич.
В Курганском педагогическом колледже поначалу темы по решению шахматных задач включали в методику преподавания математики. Но поняли, что для подготовки квалифицированных специалистов этого недостаточно.
– Наш педагог прошел обучение в Институте развития образования и социальных технологий по методике Игоря Георгиевича Сухина, – рассказала заместитель директора Курганского педагогического колледжа Галина Кузменкина. – И в 2015 году благодаря поддержке регионального отделения партии «Единая Россия» мы приобрели учебно-методические комплексы Сухина для всех классов обучения, демодоски, шахматные доски. Обеспечив кадрами и необходимым оборудованием программу, мы внесли изменения в учебный план. Студенты, обучающиеся на специальностях «Преподавание в начальных классах», «Коррекционная педагогика в начальном образовании», «Педагогика дополнительного образования», теперь проходят междисциплинарный курс «Методика преподавания курса «Шахматы» с практикумом».
Галина Николаевна отметила, что, когда этот курс вводили, то обнаружили, что из 44 студентов только 2 человека умеют играть в шахматы. Исправить ситуацию помог кружок, который вела педагог регионального детско-юношеского центра Надежда Малкова. А постигнув премудрости игры, студенты принимались и за освоение методики.
***
– Очень важно, чтобы ребенок в младших классах получил те азы шахматного всеобуча, которые в дальнейшем помогут ему быть перспективным и успешным. Зауральским детям необходимы эти качества, ведь в будущем им предстоит жить, работать в Зауралье и развивать наш регион,– отметил Марат Исламов, подводя итог разговора. Он обратился к зауральским родителям:
– Надо сделать так, чтобы все дети начальных классов Курганской области были охвачены шахматным обучением. Это будущее детей! Не обделяйте их! Родителям надо поднимать эту проблему перед руководством школ. Мы через шахматы создаем будущее Зауралья – прекрасных, умных, грамотных, всесторонне развитых специалистов и руководителей!
Цифры и факты
• Областной проект «Интеллектуал Зауралья» – шахматный всеобуч – в 2016–2017 году реализуется во всех 26 муниципальных образованиях и городских округах Курганской области.
• Участниками этого проекта являются 80% общеобразовательных организаций области.
•Общий охват младших школьников составляет 55%.
•В мае 2016 года более пяти тысяч четвероклассников – выпускников начальной школы общеобразовательных организаций – получили свидетельства выпускников шахматного всеобуча.
Кстати
Ирина Паскевич отметила, что сегодня шахматный всеобуч – это не просто самостоятельный проект, а звено в логической цепочке системы интеллектуального развития детей и молодежи Курганской области. Он реализуется в рамках проекта «Интеллектуал Зауралья», куда входят также еще два проекта: «Малая академия наук» и «Агробизнесобразование».
http://www.nm45.ru/news/obshchestvo/zauralskih-detey-nauchat-myslit-sistemno